Deprecated: Function get_magic_quotes_gpc() is deprecated in /var/www/html/wp-includes/load.php on line 651 Deprecated: Function get_magic_quotes_gpc() is deprecated in /var/www/html/wp-includes/formatting.php on line 4387 Сайт Марии Сергеевны Пак » Научно-исследовательская деятельность

Сайт Марии Сергеевны Пак

Научно-исследовательская деятельность

Научно-исследовательский потенциал М.С.Пак давал о себе знать еще в годы преподавательской деятельности на довузовском этапе. Активная научно-исследовательская работа была начата под руководством профессора, доктора педагогических наук Валентина Павловича Гаркунова. Межпредметные связи, профессиональная направленность, оптимизация – те ключевые понятия, которые волновали тогда Марию Сергеевну. Кандидатская диссертация («Взаимосвязь курса химии и специальных предметов в профтехучилищах транспорта и  связи») была подготовлена и защищена (1982) под научным руководством проф. В.П. Гаркунова.

Межпредметные связи «привели» к проблеме интеграции общеобразовательных, общетехнических и специальных предметов. Важную,  судьбоносную роль в научной жизни М.С.Пак сыграла академик Антонина Павловна Беляева, которая обратила ее внимание на необходимость разработки методологии и теории интегративного подхода.

Мария Сергеевна Пак является создателем нового направления в химическом и химико-педагогическом образовании – интегративного подхода (см. Пак Мария. Теоретические основы интегративного подхода в процессе химической подготовки учащихся профтехучилищ: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.02 – методика преподавания химии. – СПб., 1991. – 38 с.).

Усилиями ее научной школы (см.: Диссертанты М.С.Пак) раскрыты различные аспекты методологии, теории и практики интегративного подхода). В русле методологии интегративного подхода под научным руководством проф. М.С. Пак подготовлены и защищены кандидатские (А.Т. Муйтунова, А.Н. Ласточкин, М.М. Котляр, Л.А. Хахичева и другие) и докторские диссертации (Г.Н. Фадеев, В.Н. Давыдов). Под ее научным руководством подготовлены и успешно защищены 19 кандидатских диссертаций (И.Б. Куанышева – соруководитель проф. И.Л. Дрижун, А.Т. Муйтунова, Г.И. Якушева, А.Н. Ласточкин, М.М. Котляр, Е.Ю. Зашивалова, Л.А. Хахичева, М.К. Толетова, А.А. Мельник, И.В.Шутова, А.Н. Зелезинский, А.Э. Карпушов, И.С. Иванова, А.В Новикова, А.Н. Лямин, Н.М. Дергунова, О.В. Витязева, Е.С. Павлова, Д.К. Бондаренко), 4 докторские диссертации  (Р. Гмох (Польша), Г.Н. Фадеев, В.Н. Давыдов, Ю.Ю. Гавронская), а также три магистерские диссертации (О.В. Бабенко, Н.В. Солдатова, С.Л. Варфоломеев).

В настоящее время М.С. Пак руководит диссертационными работами аспирантов (А.П. Кунаева, Д.С. Исаев) и консультирует докторантов и соискателей дпн (А.Н. Лямин, Г.И.Якушева, М.К.Толетова, И.А. Орлова, Д.Н. Турчен, И.В. Селиверстова, Е.В. Миренкова).

Под руководством М.С.Пак в настоящее время на кафедре химического и экологического образования РГПУ им. А.И. Герцена осуществляется научно-исследовательская работа по «Актуальным проблемам непрерывного химического и химико-педагогического образования». Тема НИР на текущий календарный год – «Интегративная система непрерывного химического образования и профессионально-методической подготовки специалиста». Особое внимание при разработке этой темы будет уделяться гуманитарному подходу, его интеграции с естественнонаучным подходом, а также интегративной методологии.

Область научных интересов Марии Сергеевны Пак достаточна широка. Это:

  • Интегративная методология, теория и практика  химического и химико-педагогического образования на довузовском, вузовском и послевузовском этапах;
  • учебные программы, образовательные стандарты и пособия для студентов (будущих учителей химии,  бакалавров, магистров) и аспирантов;
  • образовательные (в частности, гуманитарные) технологии в общеобразовательных, альтернативных и инновационных школах;
  • алгоритмы, тесты и другие средства общего химического образования в формировании у школьников духовных ценностей, мотивации и качества учения;
  • книги для учителя химии.

Свою научную школу в последних исследовательских проектах называют «МАРИЯ», имея в виду такие важные показатели, как модернизация, актуальность, результативность, инновация, ясность. М.С. Пак широко известна как  автор концепции интегративно-контекстного образования в средней и высшей школе, суть которых в интеграции компонентов образования в контексте решаемых образовательных задач. Диссертантами, руководимыми М.С.Пак, разработаны и реализованы в образовательной практике концепции: 1) интегративно-модульного обучения химии на подготовительном отделении педвуза, 2) инновационного обучения химии в средней школе, 3) адаптивного обучения химии, 4) интегративно-проектной внеурочной работы по химии, 5) интерактивного обучения химическим дисциплинам в педвузе и другие.

Ежегодно  М.С. Пак лично принимает активное участие в более чем 10 научно-практических мероприятиях (на базе Института естествознания, кафедры педагогики, Института общего образования, У РАО ИПО, ЛОИРО, СПбАППО, СПбГУП,  Кировского ИПК и ПРО, Вятского ГУ, Нижегородского ГПУ и других учреждений), в международных  научно-практических конференциях на базе МЦИИ Омега-Сайнс, НИЦ Аэтерна,  АМИ, АР-Консалт, КК ЮКОМ…(Москва, СПб, Витебск, Казань, Киев, Омск, Ополе, Стерлитамак, Самара, Саранск, Тамбов, Томск, Уфа, Челябинск и др.).

Результаты НИР реализуются в книгах для учителя, учебных программах и пособиях для студентов, в научных статьях, тезисах докладов. М.С. Пак – автор книг, пользующихся популярностью среди учителей и студентов. Всего опубликовано  ею  более 500 печатных трудов, в числе которых учебные программы, образовательные стандарты, учебные и методические пособия, научные статьи, книги для учителя, монографии (см.: Публикации).

Мария Сергеевна была членом Спецсоветов по защите докторских диссертаций Д 212.199.28 и Д 212.199.22 по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания, ныне – член ДС Д212.199.33 по научной специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания  (уровни общего и профессионального образования, естественные и точные науки) (педагогические науки).

Содержание научно-исследовательской деятельности см.:

  • Иванова И.С. Научная школа профессора М.С. Пак. – СПб: Издательский Дом «МИРС», 2010. – 54 с.

  • (812) 315-59-30
    Санкт-Петербург, наб. р.Мойки, д.48, корпус 13, ауд. 3